Выбрать страницу

Компания Fujifilm выпустила новую беззеркальную камеру X–T1 IR с расширенным диапазоном регистрируемого света. Проще говоря, фирма решила не вставлять в щель между объективом и матрицей никаких фильтров: ни ультрафиолетовых, ни инфракрасных.

И если с ультрафиолетовыми лучами всё, более или менее, ясно: для художественной фотографии он не так интересен. То инфракрасный диапазон открывает широкое поле для творческого человека.

Компания анонсировала эту камеру как инструмент для научного и криминалистического анализа. Но инфракрасная часть спектра позволяет ещё и получать интересные, очень необычные снимки.

Понять инфракрасную съёмку можно, если сравнить тепловое излучение с видимым светом. Особенно в его чёрно–белом исполнении при использовании цветных фильтров. В ч/б цвета, пропускаемые фильтром — зелёным, оранжевым, жёлтым, красным и так далее — отображаются как более светлые. Например, зелень деревьев и травы получаются более светлыми при установке на объектив зелёного фильтра. Небо становится тёмным, драматичным (особенно, на контрасте с пушистыми, светлыми облаками), если поставить жёлтый или оранжевый фильтр.

Тепловое излучение работает также. Зелень хорошо отражает инфракрасные лучи (это связано, в частности, с защитой живых, зелёных организмов от перегрева). Поэтому зелень на инфракрасных фотографиях — светлая. Стены домов, обычно, тоже светлые; небо тёмное… В общем, получается фотография странная, больше похожая на негатив.

Но это происходит, если “пустить” на матрицу (плёнку) только тепло, без видимой части спектра. Но интересно как раз совмещать и то, и другое. А для этого используются инфракрасные фильтры.

Инфракрасные фильтры разделяются по степени пропускания видимого света, по длине волны. Например, 670 нм — фильтр, который пропускает изрядную часть видимого света. Чем выше цифра в маркировке фильтра, тем длиннее волна, тем она теплее, тем меньше видимого света фильтр попадёт на матрицу. И тем чёрно–белее будет кадр. Если говорить об искусстве, а не о науке, то лучше добавлять немного цвета в фотографию.

При использовании фильтров с пропусканием волны 665, 695 или 715 нм Вы получите чуть синеющее небо, чуть краснеющие цветы, что добавит Вашему пейзажу немного реализма на фоне жутковатого белого, как снег, луга и деревьев, похожих на новогодние ёлки.

Если Вы хотите заняться инфракрасной фотографией, то Вас ждёт ряд очень интересных открытий и проблем. Специальных фотокамер для инфракрасной съёмки не так много — чудовищная экзотика. Fujifilm, отчасти, решает эту проблему. Вариант этот очень неплох, по–моему.

Во–первых, Вы получаете очень неплохую камеру, современную, удобную, с хорошими характеристиками. Кстати, Х–Т1 IR, практически ничем не отличается от своей нормальной сестры.

Во–вторых, для этой камеры существует очень большой набор объективов как самих Fujinon, так и других производителей. Кстати, недавно нашёл интересного “реанимированного” производителя объективов Meyer–Optik–Goerlitz. Это очень старая фирма существует с 1895 года. После ряда перипетий, она обрела нового хозяина, который возобновил производство объективов, некоторые из них заслуживают внимания и уважения. Это, в частности, объективы для беззеркалок с максимальной диафрагмой 0,95. Сейчас они возобновляют производство старого, портретного объектива 100 мм f/2,8, который будет иметь замечательное боке, благодаря оптической конструкции 1916 года и 15 лепесткам диафрагмы.

В–третьих, это готовая к работе камера, с которой не надо сдирать фильтры, рискуя потерять матрицу, а, следовательно, и камеру.

Кроме решения аппаратных проблем, которые решает Fujifilm, Вам надо обзавестись инфракрасным фильтром. Эти фильтры блокируют (часть) видимого света. Хорошие инфракрасные фильтры делает немецкая компания Heliopan. Официальным продавцом здесь числится Photosale.ru, но они инфракрасные фильтры не возят. Вот Вам проблема номер два — найти инфракрасный фильтр!

Обработка инфракрасной фотографии в Photoshop или Lightroom (с сотоварищи) тоже является специфической задачей в виду того, что мы, сейчас, являемся заложниками г–жи Математики. Инженеры заложили во все цифровые камеры алгоритмы обычной съёмки, без инфракрасных закидонов. Поэтому из флэшки на компьютер выливается красная фотография, не похожая на те, что публикуются в разделах «Почувствуй окружающий мир теплом своих глаз».

Однако, после небольших манипуляций фотография приобретёт желаемый вид: поиграйте цифровой температурой — сине–жёлтыми и зелёно–пурпурными ползунками — а дальше контрастность, резкость, кривые… всё, как обычно.

Книга по цифровой инфракрасной фотографии

Книга по цифровой инфракрасной фотографии

Хорошая книга была издана в издательстве Rocky Nook на английском языке: Digital Infrared Photography. Написана очень толково, кратко, со всеми деталями. Автор Cyrill Harnischmacher. Купить её, в электронном виде, можно на сайте O’Reilly Media.

И напоследок хочу сказать, что, если Вы купите и освоите эту камеру, обзаведётесь всеми нужными фильтрами, чтобы использовать её в повседневной жизни, то даже плохая, с точки зрения фотографии, погода будет Вам не почём: даже в пасмурный день Вы сможете делать интересные инфракрасные фотографии. Это особенно приятно при посещении редкий, в Вашей жизни, мест: обидно уезжать без красивых фотографий, а погода от нас не зависит.