Выбрать страницу

Компа­ния Fujifilm выпу­сти­ла новую без­зер­каль­ную каме­ру X – T1 IR с рас­ши­рен­ным диа­па­зо­ном реги­стри­ру­е­мо­го све­та. Про­ще гово­ря, фир­ма реши­ла не встав­лять в щель меж­ду объ­ек­ти­вом и мат­ри­цей ника­ких филь­тров: ни уль­тра­фи­о­ле­то­вых, ни инфракрасных.

И если с уль­тра­фи­о­ле­то­вы­ми луча­ми всё, более или менее, ясно: для худо­же­ствен­ной фото­гра­фии он не так инте­ре­сен. То инфра­крас­ный диа­па­зон откры­ва­ет широ­кое поле для твор­че­ско­го человека.

Ком­па­ния анон­си­ро­ва­ла эту каме­ру как инстру­мент для науч­но­го и кри­ми­на­ли­сти­че­ско­го ана­ли­за. Но инфра­крас­ная часть спек­тра поз­во­ля­ет ещё и полу­чать инте­рес­ные, очень необыч­ные снимки.

Понять инфра­крас­ную съём­ку мож­но, если срав­нить теп­ло­вое излу­че­ние с види­мым све­том. Осо­бен­но в его чёр­но – белом испол­не­нии при исполь­зо­ва­нии цвет­ных филь­тров. В ч/б цве­та, про­пус­ка­е­мые филь­тром — зелё­ным, оран­же­вым, жёл­тым, крас­ным и так далее — отоб­ра­жа­ют­ся как более свет­лые. Напри­мер, зелень дере­вьев и тра­вы полу­ча­ют­ся более свет­лы­ми при уста­нов­ке на объ­ек­тив зелё­но­го филь­тра. Небо ста­но­вит­ся тём­ным, дра­ма­тич­ным (осо­бен­но, на кон­тра­сте с пуши­сты­ми, свет­лы­ми обла­ка­ми), если поста­вить жёл­тый или оран­же­вый фильтр.

Теп­ло­вое излу­че­ние рабо­та­ет так­же. Зелень хоро­шо отра­жа­ет инфра­крас­ные лучи (это свя­за­но, в част­но­сти, с защи­той живых, зелё­ных орга­низ­мов от пере­гре­ва). Поэто­му зелень на инфра­крас­ных фото­гра­фи­ях — свет­лая. Сте­ны домов, обыч­но, тоже свет­лые; небо тём­ное… В общем, полу­ча­ет­ся фото­гра­фия стран­ная, боль­ше похо­жая на негатив.

Но это про­ис­хо­дит, если “пустить” на мат­ри­цу (плён­ку) толь­ко теп­ло, без види­мой части спек­тра. Но инте­рес­но как раз сов­ме­щать и то, и дру­гое. А для это­го исполь­зу­ют­ся инфра­крас­ные фильтры.

Инфра­крас­ные филь­тры раз­де­ля­ют­ся по сте­пе­ни про­пус­ка­ния види­мо­го све­та, по длине вол­ны. Напри­мер, 670 нм — фильтр, кото­рый про­пус­ка­ет изряд­ную часть види­мо­го све­та. Чем выше циф­ра в мар­ки­ров­ке филь­тра, тем длин­нее вол­на, тем она теп­лее, тем мень­ше види­мо­го све­та фильтр попа­дёт на мат­ри­цу. И тем чёр­но – белее будет кадр. Если гово­рить об искус­стве, а не о нау­ке, то луч­ше добав­лять немно­го цве­та в фотографию.

При исполь­зо­ва­нии филь­тров с про­пус­ка­ни­ем вол­ны 665, 695 или 715 нм Вы полу­чи­те чуть сине­ю­щее небо, чуть крас­не­ю­щие цве­ты, что доба­вит Ваше­му пей­за­жу немно­го реа­лиз­ма на фоне жут­ко­ва­то­го бело­го, как снег, луга и дере­вьев, похо­жих на ново­год­ние ёлки.

Если Вы хоти­те занять­ся инфра­крас­ной фото­гра­фи­ей, то Вас ждёт ряд очень инте­рес­ных откры­тий и про­блем. Спе­ци­аль­ных фото­ка­мер для инфра­крас­ной съём­ки не так мно­го — чудо­вищ­ная экзо­ти­ка. Fujifilm, отча­сти, реша­ет эту про­бле­му. Вари­ант этот очень неплох, по – моему.

Во – пер­вых, Вы полу­ча­е­те очень неплохую каме­ру, совре­мен­ную, удоб­ную, с хоро­ши­ми харак­те­ри­сти­ка­ми. Кста­ти, Х – Т1 IR, прак­ти­че­ски ничем не отли­ча­ет­ся от сво­ей нор­маль­ной сестры.

Во – вто­рых, для этой каме­ры суще­ству­ет очень боль­шой набор объ­ек­ти­вов как самих Fujinon, так и дру­гих про­из­во­ди­те­лей. Кста­ти, недав­но нашёл инте­рес­но­го “реани­ми­ро­ван­но­го” про­из­во­ди­те­ля объ­ек­ти­вов Meyer – Optik – Goerlitz. Это очень ста­рая фир­ма суще­ству­ет с 1895 года. После ряда пери­пе­тий, она обре­ла ново­го хозя­и­на, кото­рый воз­об­но­вил про­из­вод­ство объ­ек­ти­вов, неко­то­рые из них заслу­жи­ва­ют вни­ма­ния и ува­же­ния. Это, в част­но­сти, объ­ек­ти­вы для без­зер­ка­лок с мак­си­маль­ной диа­фраг­мой 0,95. Сей­час они воз­об­нов­ля­ют про­из­вод­ство ста­ро­го, порт­рет­но­го объ­ек­ти­ва 100 мм f/2,8, кото­рый будет иметь заме­ча­тель­ное боке, бла­го­да­ря опти­че­ской кон­струк­ции 1916 года и 15 лепест­кам диафрагмы.

В – тре­тьих, это гото­вая к рабо­те каме­ра, с кото­рой не надо сди­рать филь­тры, рискуя поте­рять мат­ри­цу, а, сле­до­ва­тель­но, и камеру.

Кро­ме реше­ния аппа­рат­ных про­блем, кото­рые реша­ет Fujifilm, Вам надо обза­ве­стись инфра­крас­ным филь­тром. Эти филь­тры бло­ки­ру­ют (часть) види­мо­го све­та. Хоро­шие инфра­крас­ные филь­тры дела­ет немец­кая ком­па­ния Heliopan. Офи­ци­аль­ным про­дав­цом здесь чис­лит­ся Photosale​.ru, но они инфра­крас­ные филь­тры не возят. Вот Вам про­бле­ма номер два — най­ти инфра­крас­ный фильтр!

Обра­бот­ка инфра­крас­ной фото­гра­фии в Photoshop или Lightroom (с сото­ва­ри­щи) тоже явля­ет­ся спе­ци­фи­че­ской зада­чей в виду того, что мы, сей­час, явля­ем­ся залож­ни­ка­ми г – жи Мате­ма­ти­ки. Инже­не­ры зало­жи­ли во все циф­ро­вые каме­ры алго­рит­мы обыч­ной съём­ки, без инфра­крас­ных заки­до­нов. Поэто­му из флэш­ки на ком­пью­тер выли­ва­ет­ся крас­ная фото­гра­фия, не похо­жая на те, что пуб­ли­ку­ют­ся в раз­де­лах “Почув­ствуй окру­жа­ю­щий мир теп­лом сво­их глаз”.

Одна­ко, после неболь­ших мани­пу­ля­ций фото­гра­фия при­об­ре­тёт жела­е­мый вид: поиг­рай­те циф­ро­вой тем­пе­ра­ту­рой — сине – жёл­ты­ми и зелё­но – пур­пур­ны­ми пол­зун­ка­ми — а даль­ше кон­траст­ность, рез­кость, кри­вые… всё, как обычно.

Книга по цифровой инфракрасной фотографии

Кни­га по циф­ро­вой инфра­крас­ной фотографии

Хоро­шая кни­га была изда­на в изда­тель­стве Rocky Nook на англий­ском язы­ке: Digital Infrared Photography. Напи­са­на очень тол­ко­во, крат­ко, со все­ми дета­ля­ми. Автор Cyrill Harnischmacher. Купить её, в элек­трон­ном виде, мож­но на сай­те O’Reilly Media.

И напо­сле­док хочу ска­зать, что, если Вы купи­те и осво­и­те эту каме­ру, обза­ве­дё­тесь все­ми нуж­ны­ми филь­тра­ми, что­бы исполь­зо­вать её в повсе­днев­ной жиз­ни, то даже пло­хая, с точ­ки зре­ния фото­гра­фии, пого­да будет Вам не почём: даже в пас­мур­ный день Вы смо­же­те делать инте­рес­ные инфра­крас­ные фото­гра­фии. Это осо­бен­но при­ят­но при посе­ще­нии ред­кий, в Вашей жиз­ни, мест: обид­но уез­жать без кра­си­вых фото­гра­фий, а пого­да от нас не зависит.